«Человек, который не может верить в Бога,
не может стать Гомеопатом»
«Мы не знаем, как действует гомеопатическое
лекарство, но Бог знает!»
Джеймс Т. Кент (1849-1916), выдающийся врач
американской гомеопатической школы, автор
уникального справочника гомеопатических лекарств.
«Нет православной гомеопатии! Есть православный
человек. Это главное. И он должен быть высоким
профессионалом в своем деле, например, в гомеопатии»
(из наставлений врачу-гомеопату, профессору А.М. Бутенину
при благословлении на книгу «Гомеопат-новомученик»;
Псково-Печерская лавра, 18.07.2004г.)
Несмотря на свои очевидные и неоспоримые успехи современная классическая гомеопатия продолжает подвергаться различной критике и нападкам не только со стороны конкурирующей терапевтической аллопатии, но и со стороны некоторых представителей Русской Православной Церкви, что видно, например, из развернутой в сети Интернет дискуссии, где классическая гомеопатия обвиняется в антирелигиозности и даже оккультизме.
Необходимо чётко понимать истинные причины такой критики:
- Слабость и низкая квалификация, а также отклонения от классического направления некоторых врачей-гомеопатов, которые своим «врачеванием» дискредитируют гомеопатию;
- Социальный заказ фармацевтических фирм-производителей, заинтересованных в продвижении своих медицинских (аллопатических) препаратов на российский рынке;
- Нарастающая конкуренция на российском рынке медицинских услуг;
- Элементарное незнание, невежество и просто нежелание видеть несомненные положительные результаты классической гомеопатии.
Сегодня мало кого удивляет факт появления в монастырях и храмах Москвы, а также других городах, врачей-гомеопатов, принимающих пациентов. Для всех, кто знаком с историей России, творениями и жизнью святых подвижников, это явление – возрождение старинных православных медицинских традиций. А для тех, кто еще не знаком с этим, я немного расскажу о зарождении и становлении гомеопатии в России.
Гомеотерапию как самостоятельную систему лечения разработал и ввел в практику известный немецкий врач, профессор Лейпцигского университета Самуил Ганеманн (1755-1843).
Появление гомеопатии в Российской Империи исследователи связывают с именем доктора Карла Берхарда Триниуса (племянник Ганемана), который в 1809 году прибыл в Санкт-Петербург в качестве врача герцогини Вюртембергской. В 1824 году доктор Триниус был назначен лейб-медиком Царской Семьи. Это был первый в России врач, который открыто объявил себя гомеопатом и прекратил применять аллопатию. С 1829 года доктор Триниус преподавал будущему Императору Александру II естественные науки.
Надо отметить, что доктор Триниус был не единственным иностранцем-гомеопатом в России. Стоит также назвать имена Штегемана, Шеринга, Адама, Германа, Бижеля, Шверкерта и др. Многие из них практиковали при дворе в качестве лейб-медиков цесаревичей, великих князей и других знатных особ, которые, таким образом, первыми приняли гомеопатию. Кстати говоря, во всех случаях переходу на гомеопатию предшествовало поразительное излечение от тяжелого недуга кого-то из близких, чему они оказывались свидетелями.
Правда, в первой половине 19 века, со стороны официальной медицины первые шаги гомеопатии встретили противодействие. В 1833 году Государственный Совет постановил не допускать в государственных больницах и госпиталях гомеопатическое лечение, при этом, однако, частная гомеопатическая практика не запрещалась. Не буду описывать все происходящие события того времени, отмечу лишь, что вся первая половина 19-го столетия прошла в острой борьбе сторонников и противников нового метода лечения и в спорах между гомеопатами и аллопатами.
Владимир Иванович Даль (1801-1872) – известный врач и писатель, автор «Толкового словаря великорусского языка», получив медицинское образование, сначала оказался в лагере противников гомеопатии. В своих ироничных статьях он писал: «В основании своем гомеопатия есть бред, доказательства и ссылки ее – ложь и неправда»; «Гомеопатия есть презрительный шарлатанизм самого низкого разряда». Однако такое недоверие к гомеопатии было поколеблено, когда В.И. Даль в период своей службы в Оренбурге стал свидетелем и участником лечения тяжелого заболевания. И после этого тон Даля сильно изменился. В своем письме к Одоевскому он пишет: «Я убедился, что средства эти действуют, иногда удивительно скоро, сильно и спасительно». И вот теперь недавний противник гомеопатии убежденно говорит о необходимости союза аллопатов и гомеопатов, о необходимости трезво и благоразумно оценивать их возможности, предупреждает о вреде излишнего, неоправданного оптимизма.
Нельзя не упомянуть имя Карла Карловича Боянуса (1818-1897) – известный гомеопат 19 века, написавший фундаментальный труд по истории гомеопатии в России. В свое время Боянуса вылечил гомеопат Л.Лангер от изнуряющей лихорадки, после чего Боянус открыл под Москвой гомеопатическую лечебницу. Он довольно успешно лечил больных при эпидемиях тифа и холеры. Несколько лет работал главным врачом в гомеопатической больнице, который была организована в Нижнем Новгороде уже упомянутым выше В.Далем. В 1876 году К. Боянус по предложению своих американских коллег-гомеопатов подготовил и опубликовал в России в 1882 году исторический очерк «Гомеопатия в России».
А что же Церковь? Пока ученые мужи находили все новые и новые аргументы «за» и «против», Церковь в лице своих подвижников приняла новый метод лечения. Святитель Феофан Затворник давал своим чадам лечебные советы по гомеопатии: «Поздравляю с приобретением гомеопатического доктора и с аптечкою. Теперь всем болезням конец», - писал он в одном из своих писем. В другом письме продолжает эту тему: «Но вы все болеете. Хотите прибегнуть к гомеопатии. Добре! Слышу, что крупинки многим помогают. У меня берут и будто получают пользу. Книг по этой части куча… Вот вам крупинки – Aconit и Beladonna – принимать попеременно… Во время припадков…через – 1,2,3 часа… А не во время припадков, если есть охота, - одно утром, другое вечером… причем: одна крупинка на чайную ложку…». И такие советы святителя в письмах встречаются довольно часто.
В жизнеописании святителя Игнатия Брянчанинова так описывалась его помощь крестьянам: «С 9 часов принимался за дела или выходил к Литургии, или осматривал производящиеся работы; принимал посетителей, по большей части крестьян больных, пользовавшихся от Владыки медикаментами (гомеопатией). Таких больных стекалось очень много; один из келейников записывал имена их в книгу, лета и род болезни, а Владыка отмечал, какое кому дать лекарство, число приемов и диету, если таковая оказывается нужной. Лечение шло успешно, но через три года было прекращено по причине многолюдного стечения больных, нарушавших уединения святителя».
Схиархимандрит Гавриил, чтимый старец Спасо-Елеазаровской пустыни, также давал больным капли и крупинки и, в итоге, многих вылечил от серьезных и трудных заболеваний. Он сам очень любил гомеопатию и лечился ею. Соединяя эти лекарства со словами утешения и властного совета, старец больше всего помогал людям с нервными расстройствами, близким к отчаянию и сумасшествию.
Уже в 60-70-е годы 19 века гомеопатия стала распространяться и в далеких российских провинциях. Ее проникновению в северо-восточные губернии: Казанскую, Вятскую, Пермскую, Оренбургскую – также содействовало местное священство.
В 1873 году в журнале петербургских врачей-гомеопатов сообщалось: «Мы можем насчитать многие сотни священников Уфимской, Оренбургской и Вятской губерний, которые с пользой занимаются этим делом и посредством лечебников оказывают спасительное пособие беспомощному сельскому населению».
В 1881 году в Петербурге открылась при Обществе последователей гомеопатии лечебница во имя Архангела Михаила. А 17 октября 1892 года состоялось торжественное освящение гомеопатической аптеки на Невском проспекте, где она находится и по сей день. Освящал аптеку святой праведный Иоанн Кронштадский, который сказал: «Ваш метод самый разумный и верный. Сама Божественная премудрость не нашла более верного средства к врачеванию недомогающего грехом и бесчисленными болезнями человечества, как врачевание подобного подобным. Прежде Креста, смерти и Воскресения Своего Христос установил на все века для действенного врачевания грешного человечества величайшее Таинство Причащения Пречистого Тела и Крови Своей. Значит в Самом Богочеловеке пример врачевания подобного подобным. Да будет же всегда вашим всесильным помощником при ваших общеполезных действиях Сам Богочеловек и Всемогущий Творец и Врач болящего человечества».
В последующие два десятилетия гомеопатическая медицина в России заняла достаточно сильные позиции в обществе. Кульминацией сотрудничества Русской Православной Церкви и врачей-гомеопатов стал Первый Всероссийский съезд гомеопатов в Петербурге в 1913 году. Среди участников съезда было 118 священников и членов их семей.
Бутенин А.М.: Гомеопатию в Россиии продвигали не только высококвалифицированные врачи. Но и представители двух самых патриотических сословий – священнослужителей и военнослужащих. Они составили почти треть участников и корреспондентов 1 Всероссийского съезда гомеопатии 1913 г (Спб)
Они пришли к гомеопатии на склоне лет и на пике церковной карьеры, обладая высочайшим богословским и общим образованием, научными степенями, мудростью, с молитвой и по благословению своих духовников.
Оба эти сословия, как и гомеопатия, после революции подверглись репрессиям, арестам, тюрьмам, ссылкам и физическому уничтожению. 6 участников и корреспондентов Всероссийского гомеопатического съезда 1913 г в СПб были расстреляны в Бутовев в 1937 г.
Центральная фигура – митрополит Петербургский сщмч СЕРАФИМ (Чичагов Леонид Михайлович) - потомок древнего аристократического рода мореплавателей-первопроходцев и географов, адмиралов и военно-морских миниистров – герой –орденоносец русско-турецкой войны художник и иконописец и композитор, писатель-историк, богослов и проповедник, главный движитель прославления прпд. Серафима Саровского, поборник единства и один из высших иерархов РПЦ, был 30 лет членом Священного Синода, пострадал за веру, расстрелян в Бутове в 1937 г и причислен к лику святых РПЦ (1997).
До своего священничества он 12 лет (1878-1890) занимался успешной медицинской практикой , вылечил 20 000 тяжело больных и разработал самобытную Русскую систему лечения гомеопатическими средствами, дал единственно правильное научное обоснование гомеопатии с позиций православия:
«Господь Бог дал нам растения для здоровой жизни; из них и следует получать лекарства посредством измельчения материального и высвобождения заложенной в них Божественной силы (динамизация и потенцирование). Исцеление по вере даёт Бог. При соответствующей квалификации и высоком морально-духовном уровне, врачу –гомеопату позволено стоять рядом с лечением; при этом он выступает как посредник, подбирая лекарство из сотворённого Богом источника Богом же созданному человеку по принципу ПОДОБИЯ».
В итоге, российская гомеопатия прочно заняла своё место в практической медицине, чему немало содействовало именно русское духовенство.
Гомеопатия как отрасль медицины может успешно применяться высокопрофессиональным и особенно верующим врачом любого вероисповедания. Страдавшего тяжёлым недугом Глинку М.И. к спасшему его врачу-гомеопату направил католический священник.
(По материалам книги профессора А.М. Бутенина «Гомеопатия и православие»;
Рыбакова С.Н. Гомеопатия в России // «Русский Дом», 2003, № 2).