Повстяная А.Н., Гринберг М.П., Карловская Н.Н.

Сообщение 1.

Предисловие.

Ситуация сосуществования медицинских парадигм ставит любого исследователя перед необходимостью принятия множественности истины каждого из подходов и выбора оптимальной теоретической модели. В то же время многообразие взглядов создает эвристические возможности для более глубокого проникновения в проблемы здоровья, болезни и лечения. Подобно тому, как изучение иностранного языка приводит к лучшему пониманию собственного, обращение к гомеопатии психолога и психотерапевта способно прояснить многие вопросы, удивить, обрадовать, и заинтриговать новыми.

Наше собственное знакомство с гомеопатией было следствием не только теоретического поиска. Каждого из нас, - терапевта, психотерапевта и медицинского психолога, - привел к гомеопатии глубоко личный интерес, первоначально вызванный разочарованием в ряде аллопатических методов лечения, вполне прочувствованных на себе и своих родных. Мы и наши близкие ощущали на себе эффекты гомеопатического лечения, одновременно учились, вновь обращались к нашим основным профессиональным вопросам и искали на них ответы.

Что такое здоровье? Что такое болезнь и каковы ее причины? Каким должно быть лечение и в чем состоит механизм действия гомеопатического лекарства? Каков патогенез болезней и механизм исцеления?
Исходными пунктами в наших рассуждениях были: классическое медицинское и психологическое образование; приобретенные позже знания по телесно-ориентированной, трансперсональной, гештальт-терапии, психосинтезу и другим направлениям психотерапии; общение с нашими коллегами и друзьями, ряд из которых обладали способностями в области биоэнергоинформационного воздействия; учеба на курсах классической гомеопатии и многое другое.

Наше классическое образование задавало нам два крайних полюса ответов. Первый ответ, основанный на аллопатической, органоцентрической модели предлагал видеть основную причину болезни в патогенном влиянии внешних агентов и вследствие этого искать избавления извне – с помощью веществ, воздействий, назначенных всеведущим клиницистом.

Второй состоял в том, что источником и сутью болезни является дисгармоничность личности, а излечение достигается в результате личностной трансформации и взятия на себя ответственности за эту работу. Помощь профессионала, обладающего психологическими знаниями, в основном виделась как достижение в ходе взаимодействия с клиентом сочетания эмоционального катарсиса с вербальным осознаванием. Целительность осознавания могла быть связана с осознанием и посредством этого разрешением глубинных интрапсихических конфликтов (психодинамический подход), иррациональных убеждений (когнитивно-эмотивная психотерапия). Представлялось, что именно понимание и рефлексия пациента, ясное видение им (вернее, проясненное психологом/психотерапевтом) причинно-следственных моментов своего невротического поведения даст ему освобождение от симтомов и поднимет на желанный личностный уровень.

В трансперсональном подходе терапевтический эффект достигался посредством обязательной интерграции полученного глубинного опыта, обнаруженного материала бессознательного, в других направлениях терапии роль интерпретаций психотерапевта также являлась важной, если не основной частью процесса лечения… «Опыт показывает следующее: вербальное осознавание без эмоциональной мобилизации приведет к глубоким устойчивым изменениям только через длительное время, в то время как результаты эмоционального катарсиса без последующего вербального оформления, наоборот исчезнут очень скоро» (Гингер С., Гингер А., 1999).

Другую точку зрения на роль сознания и понимания причин болезни предлагали представители стратегической психотерапии. Ниже мы приводим цитату из книги Джей Хейли. Необычайная психотерапия. С-Пб, 1995, с37-40:

“… Радикально новым в подходе Эриксона является полное отсутствие интерпретаций предполагаемых причин поведения. Несмотря на то, что Эриксон вроде бы нигде не утверждал этого открыто, неявно в его работах присутствует мысль о том, что психотерапевт, пытающийся дать пациентам понять, почему они ведут себя так, а не иначе, фактически препятствует реальным терапевтическим изменениям.

Базовым условием выздоровления в динамической психотерапии считалось понимание пациентом себя, мотивов своего поведения. Представляется, что основным источником этой идеи является принадлежащее XIX веку понимание человека как рационального существа. Фрейд пришел к выводу, что человек не столь уж рационален, но если бы он, человек, изучил законы своего подсознания, то стал бы вполне рациональным.

… Но, как правило, и сегодня хорошо подготовленный психотерапевт склонен делать интерпретации, и это происходит почти рефлекторно. Он может рассуждать об интерперсональном поведении, теории систем, подкреплении, но его психотерапевтическая техника будет состоять в основном в выдаче характеристик поведению пациента и попыток оказания пациенту помощи в плане понимания причин его поведения. Если лишить психотерапевта возможности интерпретировать, он, как правило почувствует себя неуютно.

…В последние десятилетия психотерапевты, использующие теорию обусловливания, предложили альтернативную теорию изменений… Предполагается, что изменение подкреплений изменит и поведение. …Поэтому более респектабельным стало утверждать, что терапевтические изменения появляются вне зависимости от того, понимают ли пациенты значение или функции своего поведения. Оказалось также, что такие внесознательные изменения более устойчивы, нежели те, которые были достигнуты «с пониманием» того, что человек делает.

… Стиль Эриксона не основывается на инсайте относительно подсознательных процессов равно как и на понимании пациентом своих проблем в межличностных отношениях. Он не делает трансферентных интерпретаций, не исследует мотивов поведения субъекта и не производит простого переобусловливания. Его теория изменений более сложна. Представляется, что она основана на интерперсональном влиянии психотерапевта на пациента без осознания пациентом этого влияния. Оно предполагает применение инструкций, обеспечивающих изменение, и метафорическую коммуникацию.»

Что же происходит при гомеопатическом лечении? Мы не обнаружим в ходе терапии ни интерпретации врачом невротических комплексов больного, ни прицельных гипнотических установок, ни техник десенситизации. С одной стороны, по форме гомеопатия во многом напоминает чисто лекарственную терапию. И при этом эффектом лечения может стать вдохновляющее изменение отношения человека к себе и миру, то самое изменение, к которому мечтают приблизить клиента профессионалы в области психологической помощи.

Влияние гомеопатического воздействия на личность пока не имеет общепринятого объяснения.

В нашей статье мы предлагаем коллегам познакомиться с основными положениями гомеопатии по проблемам здоровья, болезни и процесса лечения. Также мы предлагаем вашему вниманию гипотезу о механизме действия гомеопатической терапии. В свое время эти знания не только помогли нам по-новому взглянуть на проблему психического и физического здоровья, но и вывели нас и наших близких из замкнутого круга серьезных болезней. Мы надеемся, что наша работа пригодится вам.

Мы находимся в процессе поиска и будем рады вашим вопросам, отзывам и замечаниям.

С глубокой благодарностью нашему Доктору
Людмиле Михайловне Араповой

«Прошлого мастера совершенные,
Искусные мистики, проницательные и загадочные,
Глубоки слишком были для времени своего.»

Лао Цзы
Дао Дэ Цзин.

Около 200 лет назад немецкий врач Самуил Ганеман опубликовал свои первые труды о новом принципе лечения болезней - гомеопатии. Всю свою жизнь Ганеман изучал в эксперименте патогенезы и проверял на практике клиническое действие гомеопатических препаратов. Кроме этого, он пытался познать сущность, раскрыть механизм действия этих необыкновенно эффективных лекарств. Но только в наше время, благодаря развитию психологии, психосоматики, микрофизики, биоэнергетики стало возможным приблизиться к пониманию истинной научной глубине гомеопатии и изучать ее не только как феноменологическое целительство, подобное искусству магии, в котором чудодейственный практический результат компенсирует недостаток теоретического обоснования. Современное понимание сущности учения Ганемана раскрывает новые возможности в лечении больного человека, а также в его личностном росте.

В нашей статье мы попытаемся изложить новый взгляд на гомеопатию, открывшийся нам после прочтения книги доктора Раджана Шанкарана «Дух гомеопатии». Хотя по существу этот «новый» взгляд является наиболее близким к основным постулатам Ганемановского учения.

Основные вопросы, рассматриваемые в статье:

  • понятия здоровья и болезни в гомеопатии;
  • причины возникновения несоответствующих установок и непропорциональных реакций;
  • основные пути формирования корней болезни ;
  • что представляет из себя выздоровление (излечение);
  • динамическая концепция болезни на разных уровнях существования физической системы (информационном, энергетическом и материальном);
  • как и где работает потенциированное гомеопатическое лекарство;
  • модель действия гомеопатического лекарства на больного и здорового человека;
  • каким образом гомеопатическое лекарство способствует осознанию делюзии (центрального нарушения);
  • что может помешать процессу осознания;
  • новое направление гомеопатии – гомеопсихотерапия.

Прежде, чем лечить, необходимо понять, что такое здоровье, т.е. к чему мы стремимся в процессе лечения. «Человек - инструмент духа и предназначен для специальной цели» (С.Ганеман). По Шанкарану, «здоровье означает свободу, спонтанность и присутствие в настоящем времени: внутренний дух способен воспринять требования настоящей ситуации», т.е. здоровье - это способность человека выполнить цель жизни. Другими словами, «здоровье - это безусловное осуществление благополучия: человек чувствует себя комфортно без каких-либо условий. Это позволяет существовать в настоящем времени, реагировать адекватно и пропорционально ситуации, перед лицом которой он находится. Если ситуация требует достижений, он достигает необходимого. Если она требует пассивности, он будет пассивен. Ему не нужно достигать чего-либо или быть пассивным, чтобы чувствовать себя комфортно с самим собой... Здоровье означает пространство, в котором у человека есть свобода существования и безусловного выражения себя. Он может воспринимать других такими, какие они есть, не требуя от них того или другого».

В противоположность определению здоровья, болезнь рассматривается как фальшивое восприятие реальности. «Болезненное состояние - это установка, принятая организмом для выживания в особой (воспринимаемой им) ситуации.» Причем эта установка (приспособление) является либо несоответствующей (неадекватной), либо непропорциональной настоящей ситуации в которой человек находится. Например, когда человека преследует лев, установка на быстрый бег, боязнь адекватна и пропорциональна, поскольку от нее зависит в данный момент выживание. Это пример реакции в состоянии здоровья. Данное состояние не требует лечения. Но если подобное состояние возникает у человека, которого не преследует лев (ситуации нет), или же эта же установка возникает, когда за ним бежит маленькая собачка (ситуация изменилась) - это несоответствующая (неадекватная) установка.

Или же развивается паника, парализующая всякую способность мыслить (т.е., реакция чрезмерна по сравнению с требуемой в данной ситуации) - это непропорциональная реакция, усугубляющая ситуацию.

Таким образом, болезнь - это состояние психики и тела, поражение личности в целом, которое рассматривается как принятая установка, механизм выживания, соответствующий определенной ситуации, в данный момент не существующей. Эта установка требует ликвидации, то есть, необходимо лечение.

Если здоровье - это безусловное ощущение благополучия, то болезнь для ощущения благополучия создает несколько условий. Она имеет определенное свойство: «Мне хорошо, если...» Такое состояние возникает из наших навязчивостей, фиксированных идей (ощущений, страхов), необходимых в ситуации, в которой, как нам кажется, мы находимся в данный момент. Навязчивости, в свою очередь, определяют наши принуждения - т.е. фиксированные действия, типичные реакции, исходящие из фиксированного способа видения себя и ситуации. Таким образом, наши навязчивости и принуждения ограничивают свободный выбор способа реагирования адекватно ситуации. Из множества вариантов реагирования мы, как правило, выберем только один, соответствующий нашим фиксированным идеям и действиям. Для оправдания выработанного неадекватного стереотипа реагирования (поведения) необходимы определенные ситуации - т.е. человек начинает сам искать или моделировать, создавать ситуации благоприятного самоощущения, соответствующие его условиям. Больной человек, в отличие от здорового, нуждается в ситуации больше, чем она в нем.

Например, человеку для ощущения благополучия необходимы достижения, требуется подтверждение его силы и значимости (это будет его фиксированная идея, навязчивость). Его не так будет интересовать результат усилий сам по себе, как его ощущение успеха или социальное одобрение (невротический сдвиг с позиции «быть» на позицию «казаться»). Он будет чувствовать себя беспокойно во всех ситуациях, в которых нет места его достижениям. Человек с потребностью достижений нуждается в ситуации, где осуществятся эти достижения, гораздо больше, чем в самом достижении, и поэтому он всегда старается выбирать или сам создавать, провоцировать такие ситуации, необходимые ему для ощущения комфорта.

Почему возникают несоответствующие установки и непропорциональные реакции?

Доктор Шанкаран считает наиболее значимой причиной их происхождения наличие корней, то есть, наличие памяти о подобной ситуации в прошлом. Например, человек, который жил на территории, где свирепствовал террор, остается очень пугливым, в нем поселилось чувство страха, оно наложило на него отпечаток - «корень». И даже когда человек уже в безопасности, внутри него все еще сохраняется корень страха. И когда где-то возникают незначительные беспорядки, он погружается в ужасную панику, непропорциональную и неадекватную моменту.

Но эта гипотеза не объясняет наличия таких состояний у детей и новорожденных, кроме того, в большинстве случаев невозможно обнаружить подобную ситуацию в жизни пациента (например, она недоступна осознанию, требуются специальные психотерапевтические приемы для ее открытия).

В результате клинических наблюдений доктор Шанкаран выяснил, что дети очень часто находятся в состоянии , идентичном тому, в котором находилась мать во время беременности. У других детей он замечал поразительное сходство между их состояниями и состоянием одного из родителей. Он приводит блестящий клинический пример излечения 10-летнего мальчика, страдающего с рождения заболеванием кожи, психическое и физическое состояние которого соответствовало гомеопатическому лекарству Lyssin. Анализируя психосоматическое состояние его матери во время беременности, он увидел, что оно также соответствовало Lyssin.

Таким образом, для формирования корней болезни существуют следующие пути:

  1. наличие в жизни человека интенсивно выраженного состояния в течение длительного времени;
  2. интенсивно выраженное состояние матери во время беременности передается в виде корня младенцу;
  3. доминирующие болезненные состояния отца и матери во время зачатия также становятся корнями младенца;
  4. корни отца и матери во время зачатия также станут корнями ребенка.

Таким образом, Шанкаран подходит к областям, изучаемым в кармической медицине и таком направлении как психогенетика, исследующем способность передачи по наследству психических особенностей человека, влияющих на наше мировосприятие и поведение, и способы коррекции этого влияния.

Кроме наличия корней, в возникновении заболеваний большую роль играют возбуждающие факторы (факторы внешней среды, стрессовые факторы), которые, с одной стороны, могут возбуждать, то есть, приводить в действие тот или иной корень, а с другой стороны, чрезвычайно интенсивный возбуждающий фактор может привести к возникновению заболевания без корня (например, крупные эпидемии). Причем, под действием возбуждающей причины состояние стремится выйти за пределы пропорционального.

При несоответствующей установке для купирования состояния необходимо привести его в состояние, адекватное действительности; при непропорциональной реакции целью лечения является снижение чрезмерной интенсивности реакции до пропорциональной настоящей ситуации.

Таким образом, уяснив сущность здоровья и болезни, мы подходим к ключевому вопросу: что же представляет из себя выздоровление (излечение)?

Так как болезнь - это фальшивое восприятие реальности (по-другому, делюзия, то есть , заблуждение), то излечением, выздоровлением является осознание этого заблуждения. Причем, это наиболее естественный и короткий путь. Возьмем, например, человека, который должен делать какое-то выступление перед публикой. Вы видите, что он дрожит от страха, мечется из стороны в сторону, на его лице отражается паника. Скажите ему : «Почему та так напуган? Тебе предстоит встреча со львом?» После этого вы чаще всего увидите, как его напряжение на мгновение несколько возрастет а затем наступит расслабление, то есть произошло излечение болезненного состояния человека.

Сталкивая его с воображаемой ситуацией, в которой была бы адекватной нынешняя реакция, вы заставляете его почувствовать, что реальность другая, то есть, осознать его фальшивое восприятие реальности (делюзию).

Это осознание прерывает его гиперреакцию и начинает процесс выздоровления. У внимательного читателя , наверное, уже назрел вопрос: а причем здесь гомеопатия?

Дело в том, «что гомеопатическое лекарство способно создать психическое и физическое состояние, подобное тому, в котором уже находится личность. Производя такое состояние, оно создает впечатление или образ изначальной ситуации, для которой подобный симптом будет адекватным ответом. Это аналогично созданию впечатления от льва у человека, дрожащего перед выступлением. То есть, гомеопатическое лекарство заставляет человека осознавать свою делюзию - и таким образом прекращает гиперреакцию».

«В теории это звучит красиво, » - скажите Вы - «но каким образом крупинка гомеопатического вещества может так повлиять психику человека и привести его к осознанию своих заблуждений?» Если у Вас хватит терпения дочитать эту статью до конца, возможно, Вы получите ответ на свой вопрос.

С точки зрения современной биофизики, организм рассматривается на следующих уровнях проявления: с одной стороны - это материальная сфера (материя), область непосредственного нашего восприятия, доступная измерениям (вещество, форма, ткань и т.п.), с другой стороны, - сфера нематериального управления и регуляции процессами (информация) - сфера информации, которой подчинена материальная сфера. Это управление передается на уровень материальной сферы через ультра слабые колебания определенного спектра (энергия), состоящего из спектров колебаний всех отдельных частей системы (рис.1).

Рис.1. Уровни проявления физической системы.

 

Для медицины это означает, что «все жизненные процессы, рост, развитие, обмен веществ, болезни, здоровье и даже сама смерть и разложение, хотя они и происходят на биохимическом уровне в сфере материи, управляющую информацию получают из вышестоящей информационной сферы» , действие которой реализуется через изменение жизненной энергии, другими словами, жизненной силы человека.

Подобная динамическая концепция болезни была описана С.Ганеманом еще в 1813 году: «...Болезни, пробужденные динамическими и специальными влиянием болезнетворно поражающих агентов, можно описать только как динамические нарушения жизненного характера (жизненной силы) организма».

Ганеман разделяет болезни на две стадии:

начальное нарушение органов высшего порядка и жизненной силы;

следующие за первым изменения деятельности других органов организма.

То есть, болезнь - не поражение органов, а нарушения в жизненной силе. До тех пор, пока жизненная сила под контролем, никакая часть организма не может быть поражена. Применительно к вышеописанной биоэнергетической модели организма с учетом развития учения Ганемана доктором Шанкараном динамическая концепция болезни может быть представлена следующим образом (рис. 2).

Пусковым моментом в возникновении заболевания является нарушение на информационном уровне, фальшивое восприятие реальности (делюзия), которое проявляется неадекватными установками, фиксированными идеями, навязчивостями, патологическими мысле-формами. Эти нарушения (искаженная информация) приводят к изменению энергетических потоков, к деформации биологического поля организма, что проявляется нарушением жизненной силы.

Нарушенные энергетические связи вызывают нарушение функционирования органов и систем, что реализуется в органной патологии на материальном уровне.

Рис. 2. Динамическая концепция болезни на ранних уровнях проявления физической системы

 

Итак, как и где работает потенциированное гомеопатическое лекарство?

«Будучи химиком, Ганеман знал, что за пределами определенного разведения едва ли остается какое-либо материальное вещество. Вероятно, он должен был полагать, что разведение оказывает воздействие на другой уровень. Единственным другим уровнем мог быть энергетический. Значит, после разведения и встряхивания лекарства должны были освободить некоторую энергию или силу. Поскольку одна сила может взаимодействовать с другой силой, то в организме должна быть сила, на которую эти лекарства будут воздействовать. Эта сила не может быть ничем иным , как жизненной силой. И, с другой стороны, так как лекарства вызывают искусственные болезни, болезнь должна пониматься только как нарушение этой силы».

То есть моментом приложения действия гомеопатического лекарства является энергетический уровень, через который оказывается влияние на информационный уровень.

Ваше терпение еще не иссякло? Тогда последуем далее.

Вероятно, жизненную энергию можно представить в виде модели биологического поля человека. Допустим, гармоничное биополе здорового человека имеет правильную овоидную форму с равномерным распределением потоков энергии по всем меридианам, с нормальными энергетическими вертикальными и горизонтальными взаимосвязями. (рис. 3).

Рис. 3. Биополе здорового человека. (модель жизненной силы)

 

У больного человека с нарушенной жизненной силой будут изменены форма, плотность и другие свойства биополя, обусловленные информационными факторами. В основе этого утверждения лежит предположение о психической эквивалентности биоэнергии, разработанное в трудах В.Райха, А.Лоуэна. Например, позитивная информация (приятное известие, радостное событие) обладает одной энергетической волной,

а негативная информация (печальное событие и т.п.) – другой.

 

Если информация способна модулировать определённые энергетические колебания, возможно и обратное: определённый энергетический поток может нести в себе конкретную информацию, которая, вероятно, может быть воспринята организмом сначала на бессознательном (подпороговом) уровне, а затем при продолжающемся воздействии энергетического потока и усилении амплитуды колебаний она может достигнуть порога сознания, т.е. информация может быть осознана с помощью энергии.

Например, волна доносит какую-либо положительную информацию о радостном событии до задворков сознания, которая воспринимается подкорковыми структурами человеческого мозга. Если усилить эту энергетическую волну подобной волной с аналогичными энергетическими характеристиками, то волны резонируют, повысится амплитуда потока энергии, т.е. усилится его воздействие: информация будет донесена ярче, яснее, – это сделает её доступной сознательному восприятию. Т.е. волна как бы достигнет порогового уровня (порога сознания)

и тогда данная информация будет осознанна (см. рис. 4).

 

В приложении к рассмотренной нами динамической концепции болезни это будет выглядеть так: нарушение на информационном уровне (делюзия) ведёт к нарушению жизненной силы (т.е. к изменению биологического поля), причём каждая делюзия делает это характерным, специфичным только для неё образом. Например, делюзия, что за человеком гонится лев, приведёт к такому изменению поля ( рис. 5 а):

 

А делюзия, что человек равен богу, изменит жизненную силу (и соответственно биополе) совершенно другим образом (рис.5 б):

 

Таким образом, изменённое биополе несёт в себе совершенно конкретную специфическую информацию, которую, возможно, мы когда-нибудь сможем прочитать.

Вероятно, потенцированное гомеопатическое лекарство (лишённое материального субстрата и имеющее большое количество энергии) имеет волновые характеристики, подобные полю человека, а т.к. подобно полю, следовательно, оно несёт и подобную информацию, которая будучи привнесённой извне и резонирующей с собственной энергией и информацией человека, достигает порога сознания и приводит к осознанию делюзии. Возможно, этот энергоинформационный поток даёт импульс к извлечению из бессознательного необходимой информации, а осознание (т.е. коррекция нарушения на высшем информационном уровне) купирует гиперреакцию, выравнивает энергетические потоки и, соответственно, нормализует функционирование на материальном уровне, т.е. приводит к излечению (рис.6).

Рис.6 Модель действия гомеопатического лекарства у больного человека.

 

При испытаниях гомеопатических лекарств на здоровых (полученные при этом симптомы составляют основу гомеопатического лекарствоведения) привнесённые лекарством дисгармоничные, хаотичные энергетические потоки несут резко чужеродную для организма информацию и интенсивно выраженное болезненное состояние (рис.7). Вот почему классические описания портретов многих лекарств с тяжёлым пограничным психическим состоянием часто отличается от пациентов, живущих в подобном состоянии длительное время, в поведении которых наиболее характерные черты часто сглажены или компенсированы.

Рис.7. Модель действия гомеопатического лекарства на здорового человека (при испытаниях лекарств).

 

Если Вам, мужественному читателю, добравшемуся до этого места нашего сочинения всё ещё непонятно, каким образом гомеопатическое лекарство способствует осознанию делюзии, а Ваш интерес к этой проблеме ещё не угас, позвольте предложить Вам следующую гипотезу осознания. Вспомните одну из ситуаций своей жизни, когда Вы пытались “мозговым штурмом” разрешить какую-либо проблему: сколько сил Вы потратили, и как трудно давалось решение.

Наконец, Вам всё надоело, и Вы оставили это занятие, решили отдохнуть и расслабились. И вдруг, совершенно для Вас неожиданно, само по себе приходит решение мучающей Вас проблемы – настолько ясное и лёгкое, что кажется, оно уже давно было в Вас самих, просто что-то мешало его увидеть. Что же произошло? В тот момент, когда Вы сознательно поставили себе задачу, Вы запустили импульс внутренней энергии, направив его на разрешение проблемы. Хранителем и источником внутренней энергии является бессознательное, которое может наиболее эффективно эту энергию реализовать. С этого пускового момента бессознательное стремительно начинает поиск вариантов, поиск возможных решений, – т.е. идёт интенсивный энергетический процесс, изменяющий форму и сочетание составляющих суть проблемы компонентов. Сознание не столь энергоёмко, оно не в состоянии работать так быстро. Но сознание представляет, каким должен быть окончательный результат, который можно вынести на поверхность – т.е. воплотить в реальность(рис.8).

Рис.8 бессознательное    сознание

Сознание – как сложенная часть мозаики (естественно, что сложенные компоненты с трудом поддаются перемещению). Но только сознание знает, какой должна быть полная картина. А бессознательное представляет собой ту часть мозаичной картины, которая ещё не вписалась в единое целое и состоит из множества рассыпанных компонентов.

Процесс осознания происходит в тот момент, когда хаотично перемещаемые кусочки мозаики (материал бессознательного) совпадут всеми поверхностями с уже составленной частью картины и в совокупности образуют единое целое гармоничное произведение. Т.е. ожидания нашего сознания впадут в резонанс с предшествующим бессознательным упорядочением компонентов (рис.9):

М.-Л. фон Франц (сотрудница К.Юнга) пишет: “Когда мы называем нечто “разумным”или “осмысленным” нашим сознанием и принимаем это за удовлетворительное “обьяснение” вещей, то, вероятно, это происходит благодаря тому, что ожидания нашего сознания находятся в гармонии с предшествующим осознанию упорядочением этих содержаний в бессознательном. Другими словами, представления нашего сознания всегда упорядочены (или организованны) до того, как они были нами осознанны.

Немецкий математик 18 в. К.-Ф. Гаусс даёт пример такого опыта бессознательного порядка идей. Он заметил, что нашёл некое правило в теории чисел “не мучительными усилиями, но, так сказать, по Милости Божией. Загадка разгадалась наподобие удара молнии, и я сам не в силах сказать или показать связь между тем, что я тут знал ранее и с чем экспериментировал, и тем что привело меня к успеху

Т.е. осознание может быть наподобие инсайта, озарения, внезапно открывшегося видения сути проблемы. Настоящее осознание наступает не как победа логичных домыслов, рассуждений над хаосом вытесненных в бессознательное мыслей, эмоций, чувств. Ведь мы чаще всего отвергаем предложенные нам извне решения проблем, какими бы безупречно логичными и аргументированными они ни были. Кроме того, мы часто внутренне никак не можем согласиться с собственными разумными доводами, если они не находятся в согласии с нашим внутренним миром. Осознание не может представлять победу левого полушария над правым. Истинное осознание возможно только при объединении сознания с бессознательными образами, при их гармоничном сопоставлении возникает это внутреннее чувство завершённости, прозрения, ясности и твёрдой уверенности в правильности принятого решения . Хотя не всегда возможно логично объяснить, откуда это решение пришло.

Человек, умеющий пользоваться ресурсами бессознательного, очевидно, имеет более широкий взгляд на мир, легче находит правильные ответы на вопросы и реже попадает в тупиковые ситуации, по сравнению с тем, кто в качестве догмы провозглашает разумную логику и отвергает, подавляет собственный внутренний источник энергии, которым является бессознательное.

Что же может помешать процессу осознания?

Очевидно, повышенный контроль сознания, сдерживающий или игнорирующий внутреннюю энергию бессознательных процессов (рис.10А). Это подтверждается тем, что часто наиболее гениальные открытия и оригинальные мысли рождаются в моменты ослабления контроля сознания над бессознательным – например, в моменты засыпания и пробуждения, или во сне, – как раз в то время, когда максимально активизируются, становятся подвижными наши бессознательные образы, мысли и чувства, начинается их движение, упорядочение и если наше высокотребовательное сознание сочтёт результат этого движения гармоничным, то мы, скорее всего, проснёмся с ощущением внезапно посетившего нас инсайта и с удивлением от того, как нам раньше не приходило в голову такое простое и ясное решение (по сути, оно уже было в нас, только мы не могли им воспользоваться).

Рис. 10

 

Кроме того, препятствием осознанию может явиться бессознательно поставленный блок на пути свободного движения внутренней энергии (рис. 10Б). Таким блоком может быть делюзия – т.е. вытесненная в подсознание фиксированная установка, препятствующая свободному течению энергии и приводящая к её постепенному истощению (т.к. большая часть энергии расходуется на бесплодные попытки эту установку преодолеть). Снятию этого блока в бессознательном способствует динамическое гомеопатическое лекарство, не содержащее материального вещества, но обладающее большим количеством энергии, которое при соблюдении принципа подобия входит в резонанс с жизненной силой человека, с его внутренней энергией.

Таким образом, с одной стороны дополнительня энергия лекарства усиливает свободную энергию бессознательного, с другой стороны, информация, содержащаяся в динамическом гомеопатическом лекарстве, раскрывающая содержание делюзии, отличное от реальности, позволяет течь энергии по другим путям. Происходит постепенное упорядочивание в бессознательном идей, мыслей, чувств до тех пор, пока расстановка компонентов не достигнет состояния, находящегося в гармонии с ожиданиями сознания. В этот момент и происходит осознание делюзии и сознательное снятие существовавшего блока (фиксированной установки), освобождающее мощный внутренний энергетический потенциал, направленный на самоисцеление.

Кроме гомеопатии, есть много способов расширить границы восприятия нашего сознания и реализовать собственные бессознательные ресурсы – например, восточные медитации – ци-гун, у-шу, йога. Европейскому сознанию ближе психотерапия, которая, по существу, очень близка гомеопатии, так как также направлена на лечение и развитие целостной личности, осознание делюзий, расширение своего психического и физического пространства, свободы, на ощущение благополучия в настоящем времени. Преимуществом гомеопатии перед психотерапией являются: во-первых, возможность лечения детей, начиная с грудного возраста; во-вторых, эффективность лечения лиц, находящихся в бессознательном, терминальном состоянии (например, больные в коме); в-третьих, использование физических симптомов пациента для подтверждения впечатления о его эмоциональном состоянии. Это не только облегчает выбор подобного лекарства, но и значительно расширяет спектр терапии, включающей лечение болезней с преимущественно физическими проблемами. Хотя, некоторые, возможно, сочтут слишком лёгким для себя осознание делюзий гомеопатическим путём и предпочтут занятия психотерапией, в ходе которых процесс осознания будет более заметным для человека. Возможно, это связано с особенностями европейского сознания, которому трудно принять эффект незримого процесса, а может быть, это обусловленно делюзиями, связанными с потребностью достижений и преодоления трудностей на пути к цели.

Но сущность гомеопатии и психотерапии едина. Поэтому доктор Шанкаран предлагает новое направление гомеопатии – гомеопсихотерапию. Смысл в том, чтобы давать “подобный стимул” для активации жизненной силы в словах и образах, а не в лекарствах. То есть психическое и общее состояние, обусловленное гомеопатическим лекарством, может быть вызвано при беседе врача с пациентом, когда врач непосредственно создаёт перед ним образ ситуации, для которой были бы адекватны и пропорциональны установки и поведение больного, тем самым помогая ему осознать делюзию и её отличие от реальности, как это было сделано в приведённом выше примере с готовящимся к выступлению человеком. Мы должны показать пациенту состояние, подобное его центральному чувству, так, чтобы он увидел своё истинное чувство изнутри. Осознание человеком делюзии начинает работать как гомеопатическое лекарство.

Преимущества гомеопсихотерапии перед лекарственной гомеопатией: 1)необязательно знать лекарства; 2)нужного лекарства в лекарствоведении может и не быть (или оно ещё не изучено); 3)регулирование разведения лекарства на месте и постепенное его повышение (о разведении в гомеопатии-см. в нашей следующей работе); 4)реакцию пациента можно увидеть и оценить мгновенно. Но в то же время этот метод предъявляет очень высокие требования к врачу-гомеопату и его искусству общения с больным.

Таким образом, научная глубина гомеопатии и тонкий механизм её действия представляют широкое поле для дальнейших исследований. Причём, по нашему мнению, наиболее эффективным является путь взаимодействия гомеопатии с другими науками, направленными на изучение и исцеление человека.

Во втором сообщении мы рассмотрим следующиее вопросы:

  • динамика заболевания с точки зрения гомеопатии: понятие центрального нарушения, формирование местной органной патологии;
  • что происходит при подавлении органной патологии, так называемом «местном» лечении, любым путем – медикаментозным, хирургическим или, в том числе, гомеопатическим, без учета центрального нарушения;
  • что означает потенция гомеопатического лекарства;
  • лечение гомеопатическими средствами с использованием электроаккупунктурной диагностики по методу Фолля;
  • ситуационное лекарствоведение, или как доктор Шанкаран понимает лекарства;
  • использование психических симптомов при выборе лекарства (хобби, интересы человека; формы жалоб; жесты; история детства; периоды стресса, которым подвергался пациент, и то, как он на них реагировал; сновидения и т.п.)

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Ганеман С. Органон Врачебного искусства. Пятое издание.- СПб:Аврора, 1992,- 145 с.
  2. Шанкаран Р. “Дух гомеопатии”. – М.:Ирма, 1997 – с.384.
  3. Юнг К.-Г. “Человек и его символы”. – СПб.: Б.С.К., 1996. – 454с., ил.
  4. ТРУДЫ Центра Интеллектуальных медицинских систем “ИМЕДИС”. Сборник “Биорезонансная и мультирезонансная терапия”. – М.: Центр интеллектуальных медицинских систем “Имедис”, 1996- 240 с., ил.
  5. Дж. Хейли Необычайная психотерапия. – СПб.: Белый кролик, 1995.-384 с.
  6. Гингер С., Гингер А. Гештельт-терапия контакта . – СПб: Специальная литература, 1999. – 287 с.
  7. Витулкас Дж. Суть Materia Medica. –, 1999
  8. Точная гомеопатия: Дух лекарств |. – Под редакцией Дидье Гранжоржа, СПб: Гомеопатия и фитотерапия, 1998.- 240 c.
  9. Тимошенко И.В. Учебник классической гомеопатии: Философия, Теория, Методология, Практические рекомендации.- М.: Московский гомеопатический центр Similia, 1994.-220
  10. Дж.Т.Кент. Лекции по философии гомеопатии. – М.: Гомеопатическая медицина, 1998.-224с.
  11. Симеонова Н.К. Философский камень гомеопатии. – К.: София, 1997.- 256 с.
  12. Гесс В. Гомеопатическое мышление для врачей и пациентов. –. –205 с.
  13. Култер К.Р. Портреты гомеопатических препаратов. Психофизический анализ избранных конституциональных типов. – Т.1,2.,- М.: Атлас, 1996.
  14. Ванье Л. Курс клинической гомеопатии.- Смоленск: Гомеопатическая медицина, 1998. – 448 с.
  15. Попова Т.Д. От Арники до Яда кобры.- М.: Текст, 1995.- 320 с.